Украина является одной из тех немногих европейских стран, которые до сих пор не ратифицировали Римский статут, являющийся основополагающим соглашением Международного уголовного суда (МУС). Неприсоединение к Римскому статуту делает деятельность суда на Украине по сути невозможной.
Цель Международного уголовного суда — осуществлять правосудие по наиболее тяжким преступлениям, определенным в международном праве. Сейчас МУС может инициировать расследование в отношении случаев, связанных с геноцидом, преступлениями против человечества и военными преступлениями.
Украина обещает подтверждение Римского статута уже с 2000 года, но до сих пор не сделала этого по надуманным или же более техническим причинам — конституционным противоречиям. При наличии политической воли руководители государства давно могли бы внести необходимые поправки в Конституцию.
Сегодня у пришедших к власти лидеров оппозиции должна быть необходимая политическая воля — у Украины есть по меньшей мере две острые проблемы, связанные с возможными нарушениями прав человека, заглушить которые помогла бы возможность начала работы МУС в стране.
В результате эскалации беспорядков на Украине в начале года десятки демонстрантов погибли и сотни пострадали. Поэтому Виктора Януковича, бывшего генерального прокурора Украины Виктора Пшонку и министра внутренних дел Виталия Захарченко подозревают в запланированных убийствах при отягчающих обстоятельствах. При этом инициирование в их отношении судебных процессов является проблематичным по нескольким причинам.
Подозреваемые лица в данный момент находятся под защитой России, и даже если бы они появились в суде, решения судебной системы Украины могут показаться сторонникам Януковича политически мотивированными. Кроме того, существует риск, что при негативном сценарии развития конфликта на пост руководителя прокуратуры Украины опять будет назначено коррумпированное лицо, которое в принципе прекратит подобное расследование.
По описанным выше или, скорее, символическим причинам Верховная Рада Украины 25 февраля одобрила 324 голосами законопроект, цель которого — передать расследование деяний упомянутых лиц в юрисдикцию МУС. Хотя суд ни при каких обстоятельствах не принимает к расследованию преступления, совершенные отдельными лицами, а лишь более широкие случаи, связанные с обширными нарушениями прав человека, расследование необходимо инициировать по подозрению в преступлениях против человечества.
Однако этого нельзя сделать, пока Рада не ратифицирует Римский статут. В качестве альтернативного варианта расследование можно инициировать решением Совета безопасности ООН, но Россия воспрепятствовала бы этому, воспользовавшись правом вето.
В отношении обвиняемых действует презумпция невиновности, и без решения суда никого нельзя называть преступником. Однако, если в результате расследования выяснится, что в Киеве действительно имели место преступления против человечности, работа независимого и международного суда помогла бы призвать виновных к ответственности.
Во-вторых, присоединение к Римскому статуту может предотвращать совершение преступлений против человечества и военных преступлений в случае, если насильственные столкновения на Украине должны продолжиться, а именно в Крыму и при участии России.
Готовность России к подавлению демонстраций и особенно вооруженного сопротивления высока, и, очевидно, это будет сделано без выбора средств. Даже если по действующему законодательству Украины можно постараться привести в суд людей, ответственных за обширные нарушения прав человека, внутри страны это будет так же сложно, как суд над коррумпированными лидерами Украины.
При ратификации Римского статута с международным весом МУС должны будут считаться все лица, ответственные за тяжкие преступления, совершенные на территории Украины.
Иными словами, в случае, если Российская Федерация или поддерживаемые ею силы совершат массовые нарушения прав человека, то это может обусловить неприятное внимание со стороны Международного уголовного суда и юридические последствия для военного и политического руководства России. Это может удержать их от использования наиболее жестоких, унижающих и мучительных приемов против мирного населения и вооруженного сопротивления.
С одной стороны, описанное выше помогло бы в предотвращении ужасающих человеческих мучений, с другой же, улучшило бы безопасность Украины — влияние Международного уголовного суда сужает арсенал, который стороны конфликта могут использовать против людей, стоящих за суверенитет и целостность государства.
Оригинал мнения вышел на страницах Eesti Päevaleht.
Автор статьи претворяет в жизнь проект целевого учреждения Unitas, в рамках которого молодежь Украины, Молдовы и Грузии проходит обучение и получает знания в области тем, связанных с Международным уголовным судом и международным уголовным правом. Проект поддерживает Министерство иностранных дел Эстонии в рамках программы сотрудничества в сфере развития и гуманитарной помощи.
Статья выражает личную точку зрения автора.
Немає коментарів:
Дописати коментар