неділя, 7 грудня 2014 р.

Украинские выборы и наблюдатели из России


В 2014 году в Украине прошли две избирательные кампании: выборы Президента 25 мая и выборы в Верховную раду 26 октября. Российское руководство каждый раз занимало отстраненную, созерцательную, можно сказать, недружелюбную позицию: Россия не посылает своих наблюдателей на украинские выборы. При этом, естественно, имелась в виду возможность корректировки своей позиции в отношении выборов вплоть до непризнания их результатов. Тем не менее, результаты выборов Россия вынуждена была признать, хотя действовать продолжает с оговорками. По выражению высших должностных лиц России избранное на выборах нынешнее украинское руководство не совсем легитимно. Не будем разбираться в смысловом значении оборота «не совсем легитимно», а расскажем о работе наблюдателей из России на украинских выборах.

Как известно, различные государства и международные организации направили на украинские выборы несколько тысяч наблюдателей. Среди них было более 200 официальных наблюдателей Миссии наблюдения Всемирного Конгресса Украинцев (Місії спостереження Світового Конгресу Українців, СКУ). Украинские организации России, являясь членами СКУ, приняли участие в наблюдении за выборами в составе Миссии. Принять участие в наблюдении за выборами также изъявили желание представители российских демократических объединений «Гражданин наблюдатель», «Голос», партии «Яблоко» и др. Они обратились в Комитет «За чесні справедливі вибори в Україні» (существует в России с 2004 г.)  и, естественно, получили полную поддержку и возможность осуществить наблюдение в качестве официальных международных наблюдателей Миссии наблюдения СКУ. В Украину поехало более 70 наблюдателей из России, объединенных желанием увидеть своими глазами процессы в украинском обществе и попытаться понять их сущность. География наблюдений была весьма обширная: Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Ивано-Франковск и др.
Наблюдатель С. проехал на автомобиле с российскими номерами несколько областей, включая Донецкую (около 4000 км). С марта 2014 г. это была его пятая поездка в Украину. На вопросы, неужели он не боится ездить по Украине на автомобиле с российскими (московскими) номерами, отвечал, что  не видит особой опасности. Неудобство в том, что российские номера вызывают повышенное внимание на постах ДАИ и на блокпостах украинских войск (ближе к зоне АТО). Симпатию граждан Украины вызывала надпись на рамке заднего номерного знака автомобиля: "Я против партии жуликов и воров". И ничего, что  имеются в виду разные партии в России и Украине, жулики и воры у всех одинаковые.
Рассказывает наблюдатель: «По приезде в Киев в представительстве СКУ познакомился с другими наблюдателями Миссии (основной контингент франко- и англоязычные граждане Канады). При распределении решил побывать в городе Славянске.
В пути произошел такой случай. За мной достаточно долго следовал микроавтобус, который затем  меня обогнал, и через пару километров на посту ДАИ меня остановили для проверки документов. Микроавтобус стоял там же, а водитель микроавтобуса тоже живо интересовался целью моего визита в Украину. Проблемы были сняты при предъявлении удостоверения международного наблюдателя. Возможно, водитель микроавтобуса был сотрудником СБУ или гражданин с активной гражданской позицией. Респект! В такой ситуации действительно надо быть всегда на чеку.
Во время остановки в  Днепропетровске ко мне присоединилась супружеская пара, которые тоже решили поехать в Славянск. Выехали ночью и в 7 утра были на блокпосту возле города Изюм Харьковской области. Решили начать наблюдение с Изюма и затем проехать в Славянск, который на 40 км восточнее. От жителей услышали, что в Изюме все спокойно, как сейчас, так и в период оккупации Славянска. При открытии избирательного участка №630946 все прошло без нарушений, члены комиссии отнеслись к нам с отзывчивостью и вниманием. В комиссии при открытии было 17 членов комиссии и кроме нас еще 7 наблюдателей. Из нарушений хочу отметить отсутствие стенда (стены) с представленной информацией о кандидатах. Эти плакаты (по партиям и одномандатникам) лежали на столах в виде стопки, что было не совсем удобно для избирателей и создавало впечатление агитации за кандидатов, чьи листки лежали сверху. В комиссии это объяснили нежеланием завхоза здания портить свежевыкрашенные стены.
Далее - Славянск. У весьма внушительного блокпоста была небольшая очередь, где потратили на проезд минут 15.
Сразу решили проехать к площади Ленина (… где якобы «распинали» мальчика на доске объявлений!). Пообщались с пенсионерами на лавочках. Вразумительного ответа об их впечатлениях о событиях в городе получить не смогли. Бабушки рады, что все закончилось и что была выплачена пенсия, в том числе за все время оккупации.
Ближайший избирательный участок был в Медицинском колледже в 500 метрах от площади. В городе заметно большое количество украинской символики. Избирательные участки охраняли военнослужащие.
На избирательных участках никаких нарушений замечено не было, и присутствующие в большом количестве наблюдатели подтвердили отсутствие жалоб и нарушений. Больших очередей на участках не было, но люди шли достаточно активно.
На одном из участков мы задержались, общаясь с наблюдателями. В числе наблюдателей этой комиссии были люди совершенно разных политических взглядов, там были жители Славянска, была беженка - этническая украинка из района ближе к Луганску, молодой местный житель, вернувшийся недавно из Ростова-на-Дону, куда был вынужден уехать к друзьям на время оккупации Славянска боевиками Игоря Гиркина. Нам, как новым людям, каждый из них пытался донести свою точку зрения. Сложилось впечатление, что между собой эти люди давно все обсудили, их взгляды сформировались. Они между собой не спорили, хотя позиции некоторых были диаметрально противоположными.
Осмотрели повреждения жилой застройки в районе, отстоящем примерно в 1 км от горы Карачун, где стояли украинские войска. Одна женщина провела с нами небольшую экскурсию по району, рассказала, что обстрел района начался 12 мая сразу после проведения референдума ДНР-ЛНР, показала бывший детский сад, который показывали по российскому телевидению, сообщая о якобы его расположении в центре города. На самом деле детский сад располагается на краю города в 500 метрах от горы Карачун, и его фасад обращен на гору. К моменту происшествия дети были вывезены. В двухэтажное здание детского сада влетел снаряд, и фасад здания был сильно поврежден осколками. Сейчас фасад отремонтирован, здание планируется перепрофилировать под административное. Скорее всего, попадание снаряда в здание свидетельствует о том, что был выстрел украинских войск по позиции боевиков, которые по многочисленным свидетельствам активно использовали гражданские здания для установки огневых позиций.
В целом по городу разрушений мы практически не заметили. Местные жители посоветовали посмотреть разрушения жилого пятиэтажного здания в районе Артема города по адресу ул. Бульварная д.4. У здания разрушена часть фасада здания второго подъезда со 2 по 5 этаж от попадания снаряда в район 3-4 этажа. У этого дома встретили 2 женщин, с которыми произошла весьма оживленная дискуссия. Одна из них медсестра, другая учительница, живут в этом районе и находились в городе все время оккупации. Рассказ этих женщин подтвердил факты некоторых событий, произошедших в Славянске, в частности: версия попадания снаряда в дом из расположения украинских войск на горе Карачун не соответствует действительности, так как гора Карачун находится с противоположной стороны дома. Управдом прямо заявила, что дом разрушили ополченцы. Очевидцы свидетельствуют о фактах установки и стрельбы военной техники боевиков из жилых кварталов города, угрозах при возмущении жителей, захвата города хорошо подготовленными людьми и представителями  спецслужб. Женщины отказались давать интервью на видео или диктофон, так как опасались за свою безопасность. По их словам, в городе еще есть сепаратисты, и они боятся мести с их стороны. Большие разрушения были в небольшом поселке Семеновка.
Закончил С. наблюдение в окружной избирательной комиссии в Запорожье, где к обеду понедельника еще не обработали все поступившие данные из участковых комиссий. Люди были уставшие, сутки без сна, но в целом довольные проведенными выборами без каких-либо значительных нарушений.
После возвращения из Украины наблюдатели на встрече, которая прошла в Культурном центре Украины в Москве, поделились впечатлениями о состоявшихся парламентских выборах. Также многие говорили о президентских выборах 25 мая. Анализ избирательных кампаний в динамике позволял обрисовать ситуацию более объемно. Легче было определить, что случайно, а что системно. По общему мнению выборы по партийным спискам прошли достаточно чисто и прозрачно. Если сравнивать с выборами в РФ, то как сказал один из наблюдателей: «В России на выборах больше внимания уделяют красивой форме, а в Украине – правильному содержанию». На избирательных участках присутствовала преимущественно позитивная атмосфера, когда ответственные люди улыбаются, помогают друг другу и работе наблюдателей: «Смотрите, проходите… Вам так удобно? Я не мешаю?..» (на российских выборах атмосфера несколько иная).
На «мажоритарке» были отмечены нарушения как в ходе самого голосования, так и в течение избирательной кампании. Так, в 39 избирательном округе, который охватывает несколько районов Днепропетровской области, отмечено использование административного ресурса. Одним из кандидатов по одномандатному округу был Дмитро Ярош. Примечательно, что местная власть, состоящая из бывших регионалов, бежала впереди паровоза, призывая голосовать за Яроша. В районном центре Синельниково перед выборами была устроена грандиозная ярмарка, на которую в добровольно-принудительном порядке были вызваны руководители местных советов, предприниматели, фермеры. Результаты такой смычки националиста Яроша и притаившихся регионалов увидим в ближайшем будущем.
Так получилось, что многие наблюдатели работали в Днепропетровске и Днепропетровской области. Кто-то поехал на свою родину. Других заинтересовал днепропетровский феномен «нового украинского патриотизма», весьма наглядным проявлением которого была встреча воинской части, которая в порядке ротации вернулась из Донбасса. Солдат встречала внушительная толпа. Когда ребята выходили из автобусов, все встречавшие став на колено преклонили перед ними головы. И затем люди начали скандировать «героям слава».
По результатам наблюдения был отмечен ряд системных организационных недостатков. Прежде всего, слабая координация работы различных государственных структур. Так, например, несмотря на предварительные контакты и письменные сообщения в Администрацию пограничной службы и Министерство иностранных дел о поездке официальных наблюдателей из России людей задерживали на границе, снимали с поездов. Особое усердие проявляли погранцы на станции Конотоп. Иногда доходило до смешного – одни и те же контролеры снимали одних и тех же наблюдателей в мае и октябре (при этом не скрывали, что все хорошо помнят!), обосновывая одним и тем же – нет приглашений. Простая мысль о том, что по причине скоротечности избирательной кампании, весьма ограниченного срока принятия решений в ЦИК об аккредитации наблюдателей (практически одна неделя) нереально было передать удостоверения или приглашения из Киева в Москву. Хотя достаточно было сделать распечатку списка официальных наблюдателей на сайте Центральной избирательной комиссии (Администрация пограничной службы обещала даже переслать эти списки в пункты пропуска на границе) и сверять с паспортом.
На избирательных участках нарушения были при попытке «рационализировать» существующее законодательство, что-то сделать «быстрей и лучше». Были и чисто бытовые неудобства, когда избирательные участки размещались на третьем этаже, куда при отсутствии лифта трудно добираться людям пожилым и с ограниченными возможностями.
Наблюдатель, не знавший украинского языка и почему-то поехавший в Ивано-Франковск, заявил о невнимательном отношении к русскому языку. На что некоторые другие наблюдатели напомнили, что язык делопроизводства, государственный язык в Украине – украинской. В то же время, в других ситуациях (магазин, служба быта, общение с милицией) практически проблем не возникало.
Довольно горячий спор возник при оценке работы наблюдателей местных, украинских, наблюдателей из России, других стран Европы и мира. Многие утверждали, что украинские наблюдатели работали более эффективно, лучше разбирались в специфике, российские наблюдатели также работали на «уровне». Что касается наблюдателей из Европы, Америки, то они более похожи на политтуристов.
Короткое, но интересное концептуальное сообщение сделал Игорь Чубайс (кстати, заканчивавший школу в Одессе), показавший этим, что среди российских ученых есть объективные исследователи, рассматривающие реалии, а не кривое зеркало российских СМИ. Он подчеркнул, что выборы – это только начало длительного и тернистого пути, который предстоит пройти украинскому обществу.
Выборы прошли, Верховная Рада обновилась более чем наполовину. В парламент пришли герои Майдана, комбаты, журналисты. Состав новой Рады позволяет надеяться на эффективное функционирование системы сдержек и противовесов, которая является непременным условием развития демократии в стране. Вместе с тем пока нет полной уверенности в том, что люди извлекли уроки из неудач после первого Майдана. Общество ждет коренных реформ и прежде всего в правовой сфере, утверждения верховенства закона, утверждения равенства всех перед законом. Острая жажда справедливости стала общенациональным вызовом в результате революции достоинства. Между тем реформы буксуют, притаившиеся регионалы так и ждут своего часа, чтобы воспользоваться ошибками, непоследовательностью, промедлением в проведении реформ. Естественно, главная их задача – остаться у властных рычагов, дающих возможности вкушать жизненные блага.
Народ требует очищения власти. В то же время принятый закон о люстрации во многом является законом улицы, не учитывает необходимости дифференцированного подхода к такой тонкой материи как люстрация. Можно списывать многое на войну, но за полгода в Украине коррупция осталась на прежнем уровне, а, может, и стала больше. Во всяком случае, по данным международного движения по противодействию коррупции Transparency International по уровню коррупции Украина находится на 142 месте, ниже России (136 место), где коррупция зашкаливает.
Главную опасность от Украины российские власти видят в том, что в Украине в результате выбора европейского пути развития и коренных преобразований на этом пути жизненные стандарты повысятся, и страна станет привлекательной для других. Против такой перспективы затеяна гибридная война на востоке Украины. В то же время крепнущее сопротивление украинского народа путинским планам является залогом достижения Украиной поставленных целей. Главным двигателем на этом пути должно быть гражданское общество и непрестанный жесткий контроль все действий власти.

Москва, 4 декабря 2014 г.
Семен Погорилый

Немає коментарів:

Дописати коментар