пʼятницю, 30 травня 2014 р.

Юг диалоговый и чуть выборов



Вы будете смеяться, но я опять про Крым со своим самовалом. Дерзко напросившись посмотреть, как будут проходить выборы Президента Украины в Херсоне, в этом городе была в 4 утра. А так как спать я люблю, и на том автовокзале мне уже предлагали работу лица кавказской национальности, а поселение в съемную квартиру было в 12 дня, решила доспать до блок-поста Армянск (автобус Черновцы-Севастополь) и там поинтересоваться, будет ли обеспечено беспроблемное попадание на избирательные участки в других областях желающих проголосовать крымчан. Водитель раздал миграционные карты, которые, оказывается, теперь надо заполнять перед въездом в Крым.
Я порадовалась, что впервые впишу в такую бумажку фамилию Таран и удивилась тому, как в такой форме произошло признание Крыма заграницей прямо на территории материковой Украины. Это необходимо предъявить на их стороне, – разъяснил водитель. Я за мир, добавил он. Я тоже – ответила я. Так мирно и бесплатно доехала до блок-поста с украинскими пограничниками. Было раннее утро и красиво: в правом окне автобуса виден Северо-Крымский канал зеленого ила, в левом водохранилище и всюду фуры, десятки фур. Как на фотках в интернете, – глубокомысленно подумала я. Пограничники собирать наши паспорта не спешили, можно было выйти покурить. Так же решили сделать трое мужчин, впоследствии оказавшимися крымчанами. И как у вас с водой? – поинтересовалась у них. Бьем по пять скважин, но вода непригодна для питья и растений – ответил разговорчивый. А цены у вас как, пишут, что баснословно поднялись и в рублях, – воодушевилась не для злорадства я. Нет, гривны на 2-3, может, продукты подорожали, картошка, там. А валюта, две валюты ходят – гривна и рубль, – собеседник обыденно продолжал рассказ. Позже, когда к нам всё еще не подошли с проверкой, слышала его диалог с другим мужчиной. Та мне тут эта Россия совсем не нравится, вот надо было Януковичу сразу Майдан тот разогнать, и ничего не было бы, размышлял он. Я украинец. Украинцем был и собеседник.

Водитель не выдержал и разбудил пограничника. Паспорта проверили, миграционные карты не помню, и мы двинулись к следующему – крымскому блок-посту.

- Здравствуйте, а я к вам и кто тут главный, – вышла из автобуса к крымскому? К российскому? К пограничнику?

Паспорт мой не посмотрел, миграционную карту тоже, и пошел за главным мужчина в военной форме без шеврона. Пришел главный, в форме, похожей на форму Безрукова в сериале про отчего так в России березы шумят. Паспорт тоже не посмотрел, миграционную карту не потребовал и ушел искать другого главного, который разрешит или не разрешит комментировать мой вопрос. Мне любезно предложили присесть на лавку рядом с рядовыми ребятами в военной форме без шевронов, в бронежилетах и с чем-то похожим на автомат. Ребята предложили воды и примерить бронежилет, но жилет я уже мерила, а вода была с собой. Завязался разговор.

- А как лично вы относитесь к нелегитимной власти Киева и решению Путина с Крымом? – спросил пограничник? Солдат? Россиянин? Крымчанин? Солнце светило не как на допросе, скрывать мне было нечего, а легитимность я и себе позволить не могу. Ответила, что каждый имеет право на самоопределение, а как этим воспользуются политики, это уже другое дело.

- А вы россияне или крымчане? – спрашивала всех троих присутствующих непонятного происхождения я.

- Россияне.

- За домом не скучаете?

- А тут сейчас все русское, мы дома.

- А как вас называть? Вы крымские пограничники или российские пограничники сейчас?

- … Да никак. Просто … Это наша работа.

- Крымчан голосовать пустите?

- А они поедут голосовать? Пустим…, а как украинцы – пустят или нет, не знаю.

Обсудили мы моё путешествие, семейное положение и неродившихся детей, с которыми лучше бы я дома сидела, по мнению российских и украинских мужчин.

- А может вы шпион? – неуверенно спросил любопытнейший из всех них.

- Проверьте.

- А может у вас в сумке бомба?

- Проверьте.

Но никто не проверял. Я даже паспорт свой предложила показать с миграционной картой. Опять не проверили.

Сменилась эта смена, подошел кто-то записать, где будет опубликован комментарий. Дала ссылки. И на этот блог тоже. Ушел к начальству. В это время подъехали рабочие с бетономешалкой – строить будку-помещение. Блок-пост Чонгар более обустроенный для такой работы. У Армянска даже дорожные вывески украинские не сняли. Снимем, пообещал один из военных.

Фуры со стороны Украины медленно проезжали мимо лавки.

- Украинцы их там сутками держат, долго не пропускают.

- А почему, не знаете?

- Стоят сутками, товар, клубника, киснет. Наверное, чтоб сюда обозленные въезжали.

Российские, как я себе определила, наемники ходят купаться в водохранилище и ловят змей, как и солдаты украинской армии в Чонгаре. Едят их.

- Где вода? – спрашивают у меня. Как вы думаете, почему в Крым воду не пускают?

- Шантаж, наверное, такой, откуда мне знать. Говорят, Крым оплатил воду?

Молчание.

Часа через пол подошел доселе невиданный наемник как-то покрупнее всех.

- Девушка, что вы тут делаете? Находиться на территории нельзя.

- Да я тут уже полтора часа нахожусь. Начальство ваше жду, разрешение на интервью.

- Начальство уехало, тут находиться нельзя, извините.

- Очень красиво, не могли так и сказать, что комментарий не дадут. Ладно. Где тут уехать?

Я походила по сторонам, побурчала, словила попутку до украинского блок-поста, на котором мне сразу сказали, что комментарии дают только после разрешения из Киева. Там у меня проверили паспорт, и словили попутку до Херсона.

Попутка была Мерседесом, вез бизнесмен из Винницы с сыном. Познакомились, разговорились. У винничанина было несколько участков – базы отдыха в Крыму. На днях он купил новый и задумывался сделать себе российский паспорт для удобства документации.

- А с украинским паспортом заниматься там бизнесом имеете возможность или обязательно российский?

- С украинским возможно, но бумажной волокиты больше.

- А если Крым перестанет быть российским, а у вас документы, сделанные на оккупированной территории?

- Не знаю, это надолго.

- Формально же в мире Крым не Россия, не признали.

По обочинам красиво цвели маки. Отметили и это, едем дальше.

Откуда-то тема вылилась в начало всего – Майдан.

- Я вот не понимаю, у той оппозиции что, нет нормальных политтехнологов, которые могли бы просчитать, что возможно возникнет такая ситуация с Крымом и Донбассом, – размышляла я.

- Нет таких. Дорогие мозги. Я сам в «Батькивщине» был, разговаривал как-то с Королевской, она говорила, что нет в Украине таких политтехнологов.

- Ну не верю!

Рассказал винницкий бизнесмен и про бывшего мэра Винницы, который сейчас в ВР. Со слов предпринимателя, депутат, будучи мэром, взятку за земельный участок требовал. Большую. И после долгих разборок таки получил ее, выбора не было, сказал водитель.

- А какие суммы он будет требовать там? – размышлял водитель про киевское местоположение бывшего мэра Винницы.

Меня высадили под Херсоном на объездной и пригласили отдыхать в Крым. В город добралась уже на другой попутке.

День выборов.

Про основные возможные нарушения на избирательных участках я знала, о своем недоступе к информации про списки и бюллетени без какого-либо удостоверения тоже знала.

На первом участке я пробыла минут 10, потом меня попросили покинуть помещение.

На многих других без проблем можно было ходить и фотографировать, на некоторых я не подходила к главе комиссии представляться и тоже спокойно находилась в помещении. А на одном участке глава комиссии вообще была мне рада и давала любую возможную информацию, которую по закону она могла озвучить.

Потом было сообщение про двери 56-й школы, которые ночью кто-то закидал коктейлями Молотова, а там избирательные участки (3). Нашла, приехала. Двери почищены, поврежденные их части сняты. Люди спокойно входят и выходят, процесс голосования идет своим чередом, милиция дежурит. Ничего особенного, кроме парня на входе в один из участков в этой школе, у которого собирается очередь и почему-то люди не проходят в более или менее свободное помещение, где находится комиссия и урны. Парень с бейджиком наблюдателя просто стоит. Люди просто автоматически не заходят и толпятся.

Примечательностей далее не происходило, день выборов закончился.

Народное ополчение Николаевщины с танками «За мир» по дороге в Херсон и обратно. И вот этого я понять не могу. Как и прочих самооборон и правых секторов. На фоне этих любительских кружков родины вполне официальная структура Вооруженных сил Украины выглядит никчемно. Как и СБУ с пограничной службой. Хотя, все эти «народные ополчения» настолько же легитимны как и я с одним только паспортом. Может и себе танк приобрету.

Немає коментарів:

Дописати коментар