Большую часть прошлого года Кыргызстан казался решительно настроенным на вхождение в Таможенный союз. Но затем правительство центрально-азиатского государства перестало заниматься этим вопросом, так как осознало, что не получит те условия, о которых договаривалось с торговым блоком бывшего Союза.
Переговоры о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз, чьими текущими членами являются Россия, Казахстан и Беларусь, начались в 2011 году, но приняли более серьезный оборот в апреле прошлого года, когда президент Алмазбек Атамбаев заявил, что страна решительно настроена на вступление в союз. В то же время он пояснил, что правительство требует льготных условий для смягчения первоначального экономического эффекта от вхождения в союз.
Кыргызстан официально подал заявку в мае. Затем началась работа с «дорожной картой» по установлению этапов вхождения Кыргызстана в Таможенный союз. 19 ноября Совет Евразийской экономической комиссии, надзорный орган Таможенного союза, утвердил данный документ.
В этот момент кыргызское правительство ясно показало, что у него есть большие претензии и сообщило, что его мнение не было учтено при составлении «дорожной карты».
В недавнем интервью IWPR заместитель министра экономики Данил Ибраев рассказал, что документ «не отражает позицию Кыргызстана».
«Наша экономика слабее экономик стран-членов Таможенного союза, - продолжает он. - Вступление в Таможенный союз может стать шоковым для некоторых отраслей нашей экономики, и чтобы смягчить последствия мы просим определенные преференции».
Условия, на которых настаивает Кыргызстан, включают отсрочку в применении новых тарифов на импорт-экспорт; послабления, которые действительно превратят основные внутренние рынки в зоны свободной торговли; специальный фонд, который поддержит более слабых членов Таможенного союза; и помощь в укреплении границ Кыргызстана.
Официальные лица утверждают, что подобные льготы необходимы, так как кыргызская экономика находится в более плачевном состоянии, чем экономика членов Таможенного союза, и поскольку она пострадает от вынужденного повышения низких импортных пошлин.
Кыргызстан и его восточный сосед Китай являются членами Всемирной торговой организации (ВТО) и между ними установлены низкие торговые тарифы. Это привело к ввозу дешевых китайских товаров, которые затем реэкспортируются из Кыргызстана в другие страны. Этот поток товаров будет заблокирован, если власти Кыргызстана будут вынуждены взимать повышенные таможенные пошлины, требуемые Таможенным союзом.
Ибраев сказал в интервью IWPR, что Кыргызстан добивается временного освобождения для трех крупных оптовых рынков, на которых продается товар из Китая, а затем перепродается на экспорт в такие страны как Казахстан и Узбекистан. Он отметил, что рынки «Кара-Суу», «Дордой» и «Мадина» предоставляют первичные и косвенные рабочие места пятой части занятого населения страны.
После того, как Кыргызстан выдвинул возражение против первой версии, документы о «дорожной карте» должны были быть пересмотрены до 24 декабря, дня проведения саммита Евразийского экономического совета. Однако после заседания президент Атамбаев объяснил, что проблема до сих пор существует, и что его администрация не будет спешить с данной сделкой.
«Кыргызстан присоединится к интеграционным объединениям только с учетом национальных интересов», - заявил он.
Через три дня Вице-премьер-министр Жоомарт Оторбаев еще раз подчеркнул, что национальные интересы стоят на первом месте.
По его словам, Кыргызстан требует укрепления внешних границ Таможенного союза, создания преференций для крупных рынков страны и создания фонда поддержки в размере 200 миллионов долларов США.
Оторбаев отметил, что «дорожная карта» может быть готова в марте или мае 2014 года, хотя сам процесс вступления может занять еще год.
Вступление в Таможенный союз повлияет на разные отрасли кыргызской экономики по-разному. Если не сделать исключение, реэкспортная торговля из Китая может рухнуть. Повышенные цены на ввоз товаров, произведенных за пределами Таможенного союза, также сделают жизнь дороже для кыргызстанских покупателей.
«Это будет нелегко для нашего населения, чьи доходы ниже, чем доходы населения в странах Таможенного союза», - сказала и.о. директора Бишкекского делового клуба Айнура Чекирова.
Она добавила, что производители текстиля, ввозящие ткани и оборудование из таких стран, как Турция, будут сводить концы с концами, так как их издержки возрастут, и они станут неконкурентоспособными.
С положительной стороны, Кыргызстан извлечет пользу из беспошлинного ввоза нефтепродуктов из России и Казахстана, по словам Улана Кулова, и.о. директора ассоциации нефтетрейдеров КР.
Заведующая отделом внешней торговли и ВТО Министерства экономики Римма Киселева сказала, что Кыргызстан получит преимущество от роста инвестиций и бесплатного товарообмена. По ее словам, правительство должно взвесить интересы потенциальных победителей и проигравших.
Как пример стороны, получающей выгоду, Киселева отметила сельскохозяйственный сектор, который получит доступ к экспортному рынку размером в 170 миллионов человек.
Как пример стороны, получающей выгоду, Киселева отметила сельскохозяйственный сектор, который получит доступ к экспортному рынку размером в 170 миллионов человек.
Однако Манас Саматов, исполнительный директор Ассоциации сельских товаропроизводителей, предупредил, что оборотную сторону свободной торговли уже можно наблюдать. Производители в Таможенном союзе уже навязывают дорогое сельскохозяйственное оборудование и без конкуренции с такими странами, как Китай, «полностью похоронят возможность модернизации», - сказал Саматов.
Немає коментарів:
Дописати коментар