пʼятниця, 20 червня 2014 р.

Кто и зачем делает UaReview:

Ложь и провокации - вот сегодняшний рецепт работы многих СМИ. А потому даже в безобидной новости о свежевыкрашенной лавочке в спальном районе мы, наученные горьким опытом, подсознательно ищем подвох. Но фейк фейку рознь, и есть еще люди в этом несовершенном мире, которые с помощью небольшого обмана стремятся не сбить читателя с толку, а внести в его жизнь толику позитива.
Такой вот беззлобный обман портал фейковых новостей UaReview практикует с 2011 года. Девиз сайта - «Ми щодня пишемо правду. Чесно*», но пусть это не вводит вас в заблуждение. Его материалы и впрямь похожи на настоящие, как две капли воды, однако с реальностью имеют столько же общего, как, скажем, заводская столовая с мишленовскими звездами. Как живется в мире выдуманных новостей, почему люди их читают и требуют добавки – я узнавала у основателя UaReview Романа Голубовского.

UaReview, Роман Голубовский
- Роман, расскажите, с чего все начиналось, как родилась идея портала?
- Желание работать в таком ключе родилось во время просмотра обычных новостей. Самый яркий пример, который приходит в голову – давнишний сюжет российского ТВ о том, как Путин приехал в какую-то российскую глубинку. В том материале не было даже особого смысла: просто приехал президент, посмотрел на деревню, та посмотрела на него. Но телевизионщики умудрились сделать из этого целый пятиминутный сюжет: показывали впечатления каждого жителя, как они удивляются, восторгаются Путиным. Новость, между прочим, транслировалась по центральным каналам. Это было доведено до такого абсурда, что казалось смешным. Тогда я и подумал, что новость можно создать без какого-либо инфоповода.
Еще до создания UaReview я периодически просматривал похожий портал Ньюз-Беларусь. Со временем, кстати, я познакомился с людьми, которые его создавали. Сейчас он, вроде, не очень работает, но можно сказать, что они тоже в какой-то мере меня вдохновили. Про The Onion я узнал гораздо позже, когда начал этим заниматься... Словом, основной причиной создания моего портала стала абсурдность некоторых СМИ. Кроме того, я понял, что в новостной заметке можно подать любую шутку. Скажем, берешь известный анекдот и делаешь из него новость. Оно и звучит, и есть смысл, и в то же время это не перестает быть анекдотом.
- Как построена ваша работа – есть ли инвестор, реклама, как сайт монетизируется?
- Инвестора как такового нет, портал монетизируется благодаря рекламе. У нас есть банеры, продаются ссылки.
- А штат большой? Выплачиваются ли журналистам гонорары?
- Нет, штат у нас небольшой, и большинство журналистов работает на волонтерской основе, за идею, выплата гонораров не предусматривается. Фактически, портал работает сам на себя, пока что так.
- Как рождаются новости? Это коллективное творчество или индивидуальное?
- Как правило, индивидуальное. Основной источник вдохновения – новостные ленты разных ресурсов, соцсети. Автор видит какую-то благодатную почву для шуток и развивает ее. Темы чаще всего лежат на поверхности.
- У редакции есть офис?
- У нас виртуальная редакция, помещения нет, связываемся с помощью интернета.
- Есть ли у журналистов норма по количеству материалов в день?
- Вообще есть, это не пущено на самотек. Но это же творчество, поэтому иногда с этим возникают трудности.
UaReview, Роман Голубовский
- Случается, что сами читатели вам присылают материалы? Вы их публикуете?
- Это не просто случается, это одна из особенностей нашего проекта. Чуть ли не половина материалов, которые у нас появляются, приходит от читателей. Даже если взять наших регулярных авторов, то и они – выходцы из читательской среды: сначала почитывали наш сайт, а потом и сами стали писать. Не так давно я подсчитал,  оказалось, что авторов, которые публиковали у нас хотя бы одну новость – больше сотни.
- Среди них есть известные имена?
- Есть, но они, как правило, не подписывают свои публикации, поэтому я не могу назвать их фамилии. Но они есть - известные журналисты, авторы известных изданий.
- Ваш портал – полностью украиноязычный, не было ли мыслей запустить версию на русском языке?
- Я об этом думал. Вопрос до сих пор открыт, но он упирается в несколько моментов. Во-первых, это ресурсы, во-вторых – целесообразность. Понимаете, судя по географии нашей аудитории, украинский язык прекрасно понимают и на юге страны, и на востоке, а в России сайт с внутренними украинскими новостями вряд ли будет пользоваться популярностью.
- Уже были какие-то предложения от потенциальных инвесторов? Или, может, кто-то хотел бы выкупить портал?
- Было несколько предложений по покупке, но меня не устроила цена. Также несколько раз мы начинали переговоры о сотрудничестве с потенциальными инвесторами, но пока дальше разговоров дело не идет.
- Но если бы вам предложили приемлемую цену – согласились бы продать?
- Я бы не хотел полностью продавать проект или как-то отстраняться от него. Самый приемлемый для меня вариант – инвестиции. При этом они должны предоставляться на условиях невмешательства в нашу редакционную политику и инвестор не должен мешать мне заниматься тем, чем я хочу, в желаемом объеме.
- Бывало ли так, что на вашу редакцию пытались как-то повлиять? Например, когда новость с вашего ресурса воспринималась настолько серьезно, что вызывала резонанс – не было ли звонков от власти с требованием снять материал?
- Наши новости довольно часто воспринимаются всерьез, но вместо того, чтобы обратится к нам с требованием снять «новость», официальные структуры пишут пресс-релизы с опровержением. Но были и такие случаи: когда мы опубликовали новость о том, что на время Евро-2012 в Украине легализовали продажу марихуаны, нам написал Оргкомитет по вопросам Евро-2012. Новость хоть и была комичной, но очень широко расползлась по сети, поэтому нас попросили ее снять. Причем их письмо было очень вежливым: мы, мол, понимаем, что это шутка, но многие принимают за чистую монету. Был случай, когда пресс-служба Верховной Рады писала опровержение нашей новости, но к нам они не обращались.
- Часто ли персонажи из ваших новостей обижаются на вас?
- Однажды были угрозы от одного не очень известного певца, а так – не припоминаю. Я вообще считаю, что если человек публичен, - он должен быть готов к каким-то шуткам в адрес его публичности. Мы же, по большому счету, шутим не над человеком и какими-то личными его качествами, а над образом, играем на стереотипах. Это, кстати, к вопросу о редакционной политике. Обязательное условие любого материала – это отсутствие в нем персональных оскорблений.
UaReview, Роман Голубовский
- Есть ли у вас любимые объекты для высмеивания?
- Я не ошибусь, если скажу, что самым часто упоминаемым персонажем наших новостей является Виктор Федорович Янукович. Я еще во время Майдана писал, что было бы круто, если бы наконец появились другие персонажи для шуток. Вообще, чем публичнее человек, чем больше о нем упоминаний в прессе и чем больше мемов он порождает, тем приятнее о нем шутить, и, соответственно, тем больше вероятность, что мы о нем напишем.
- Во время Майдана и сейчас, когда не утихают события на Донбассе, вам стало проще работать или, наоборот, сложнее?
- Я думаю, здесь вопрос не в том, проще или сложнее. Стало по-другому... концепция, что ли, изменилась. До всех этих событий внимание общественности не было настолько приковано к новостям, можно было шутить о чем угодно и на ровном месте создавать новости. Раньше у нас не было обязательных инфоповодов, к которым мы бы привязывались. Когда же начался Майдан, и стал понятен весь драматизм, в чем-то даже трагизм событий, то над некоторыми вещами стало просто неправильно шутить. Тогда у нас начался период не просто шуток, но полноценной сатиры, то есть высмеивания каких-то негативных вещей, происходящих в стране, шуток на злобу дня. Немного сузилась тематика: если раньше было проще шутить о каких-то культурных событиях, то с началом Майдана политика захлестнула всех и вся. Мне кажется, что это не только у нас, но и у всех в стране, мы просто стараемся быть в тренде.
- Аудитория за это время увеличилась?
- Кажется, немного возросла. У нас в принципе растет аудитория, независимо от происходящего – мы развиваемся, больше пишем, о нас больше узнают и больше читают. Сейчас, когда внимание людей возросло в принципе ко всем новостям, то и к нам тоже.
- Вы знаете вашу аудиторию? Кто чаще всего приходит на ваш портал?
- Чаще всего нас читают люди, осведомленные в новостях и в медиа. Можно провести параллели с пользователями Фейсбука, которые читают новости чаще, чем пользователи Одноклассников. Если говорить о возрасте, то это – 20-35 лет, пол – поровну, по географии – вся Украина. Это, кстати, к вопросу о языке: в Харькове и Донецке нас читают не меньше, чем во Львове, а больше всего, конечно, в Киеве.
- В Украине есть еще несколько порталов, похожих на ваш, но у вас стабильно лидирующие позиции. Как вам это удается?
- Наш портал в Украине – первый в таком роде, может, у нас в чем-то идеи свежее, поэтому так получается. Когда появлялись подобные проекты, я даже следил за ними какое-то время. В основном, у них так получалось, что люди пишут в течение месяца, а потом надоедает, устают. Это все-таки регулярный труд. Наш секрет, наверное, в регулярности, в понимании того, чего хочет аудитория, и в чувстве юмора, в конце концов.
UaReview, Роман Голубовский
- Вы как-то коммуницировали с порталами-конкурентами?
- Да, было такое, общались.
- Они с вами советовались?
- В какой-то мере. Это же открытый рынок, можно все.
 - Как вы думаете, почему фейковые материалы пользуются популярностью у читателей?
- Ответ на этот вопрос время от времени дают сами читатели в комментариях. Звучат эти комментарии примерно так: «Как хорошо, что есть сайт UaReview! Читая его, можно на время забыть обо всем негативе, который творится вокруг, и просто посмеяться». Наши «новости» создают свою альтернативную реальность, в которой есть место добру и веселью, а зло всегда будет наказано.
- Есть ли темы, на которые вы стараетесь не шутить? Бывало ли, что есть хороший материал, но вы отказываетесь от его публикации по каким-то причинам?
- Да, такое случается. Например, мне присылают материал, он очень смешной, мне нравится, но я понимаю, что публиковать такое нельзя. Как правило, это материалы, содержащие прямые оскорбления каких-либо публичных людей. Кроме того, мы всегда учитываем риск распространения наших текстов дальше в СМИ. Часто бывает, что сам посыл написанного противоречит идеологии редакции. Во времена Майдана, например, были материалы, которые выставляли его в очень негативном свете, хотя написаны были хорошо. Я не мог такое поставить по идеологическим причинам, как человек, который поддерживает Майдан. Если бы сейчас были какие-то материалы, в которых сепаратисты выглядели бы хорошо – я бы их не ставил. Словом, это какие-то внутренние социально-политические штуки. Хотя, с другой стороны, если речь идет о конкретных политиках, когда, например, одна политическая сила борется с другой, то здесь строгости меньше. Политиков нужно высмеивать - всех без разбора, хотя бы для того, чтоб они сами это читали и понимали, что делают.
- Какая из ваших новостей вызвала наибольший резонанс в обществе?
- Сложно выделить какую-то одну, их было действительно много. Я даже сделал подборку из наших новостей, которые люди приняли на веру. Была, к примеру, новость о том, что Андрей Шевченко занял пост главы Пенсионного фонда, ее перепостили очень много изданий, даже какое-то то ли японское, то ли китайское. Некоторые новости публиковались в европейских СМИ, не говоря уже о российских или украинских. Одна из самых масштабных, которая мне запомнилась – про запрет в Украине миссионерской позиции в сексе. Я тогда поверить не мог, что люди могут принять за чистую монету настолько абсурдный материал.
- Как видите будущее вашего проекта? В каком направлении планируете развиваться?
- Я бы хотел видеть портал в таких масштабах, как The Onion, хотя бы для Украины. Это и большое количество хороших авторов, и частота публикаций. Хотелось бы добавить на сайт раздел с видео, расширение форматов. Словом, расти есть куда, и мы работаем над этим.
- Вы стали настоящим специалистом по фейкам. Расскажите, как читателям понять, что перед ними настоящая новость, а не придуманная?
- Тут я бы хотел сразу сделать ремарку. Наши новости не ставят себе за цель обмануть читателя, поэтому, в принципе, отличить их от правды не составляет особого труда. В первую очередь, всегда к любой информации необходимо относиться критично – будь это публикация в российских СМИ, на «Украинской правде» или репост вашего друга в Фейсбуке. В последнем случае, кстати, нужно быть особенно внимательным. Второе – обращайте внимание на логику материала. Мы очень часто пишем о том, чего в принципе быть не может, настолько оно нелогично. К примеру, легендарная сломанная ручка Януковича – вряд ли он каждый раз будет повторять этот жест, а мы в своих новостях это используем. Ну и конечно, всегда проверять источники информации. Это больше проблема журналистов, а не читателей – именно они ленятся перепроверить, а потом появляются в нашем альбоме перепостов. Часто бывает, что кто-то ставит нашу новость без указания источника, а потом она гуляет по сети, как настоящая. Если вы подозреваете, что новость может быть фейком – лучше используйте поиск, посмотрите, откуда она вообще взялась. Докапываться до истины всегда важно.
Последнюю фразу Романа лично я отлила бы в золоте и принудительно выставила во всех редакциях мира. Забавная штука: о кодексе чести, который есть даже у портала заведомо фейковых новостей, многие журналисты попросту забывают. И да, некоему Дмитрию Киселеву, по моему скромному мнению, следует поучиться у Голубовского и Ко, как правильно врать в новостях.  
Фото из личного архива Романа Голубовского

Немає коментарів:

Дописати коментар